Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва, ул. Делегатская, д. 3) 18 марта откроется выставка «АЛТАЙ – ОБРАЗ — ВРЕМЯ» из собрания Государственного художественного музея Алтайского края (г. Барнаул).
Большой выставочный проект, подготовленный специально для Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, реализуется при поддержке Администрации Алтайского края и Банка ВТБ 24 (ЗАО) и впервые презентует москвичам и гостям столицы традиционное народное и современное искусство Алтая.
Проект включает в себя несколько разделов: «Традиционное народное искусство Алтая», «Иконопись», «Творчество народных мастеров Алтайского края», «Лубок», «Живопись». Большинство представленных в экспозиции произведений впервые демонстрируются за пределами Алтайского края.
Особого внимания заслуживают изделия народного искусства, собранные в результате экспедиций по Алтайскому краю. Материалы экспедиций позволяют говорить о локальных особенностях народной культуры потомков переселенцев старообрядцев XVII и XVIII веков, «кержаков» и «поляков», российских переселенцев XIX века в разных районах края. Они представляют огромный научный интерес для изучения вопросов сохранения исходных традиций, их развития и преломления в новых условиях, вопросов взаимодействия и взаимовлияния культур.
Первые экспедиции по старообрядческому Алтаю были проведены в 1968–1972 гг. Тогда в музей были привезены прялки народной мастерицы из села Верх-Уймон Агафьи Семеновны Атамановой (1860–1942), отличающиеся выразительностью форм и архаичностью росписей. На выставке также можно познакомиться с уникальными предметами русского узорного ткачества и вышивки, привезенных из сел Усть-Коксинского и Усть-Канского районов.
Иконописное наследие Алтая представлено на выставке местными памятниками конца XIX – начала XX века. Это иконы народных мастеров ныне широко известного сузунского промысла, а также творения крестьянского иконописца-старообрядца В.Ф. Балыкина из села Залесово. Большая часть икон в балыкинском наследии, как и в сузунском, – это образы Спасителя и тех «народных заступников», которые были особенно любимы в крестьянской среде: Богородицы, Николы, Георгия, архангела Михаила, Варвары, Екатерины, Кирика и Улиты. Но Балыкин неоднократно обращался и к таким сложным догматическим сюжетам как «Символ веры» и «Троица Новозаветная». Допуская иконографическое «самомыслие» в этих иконах, он предстает иконописцем, духовно осознающим не только коренные вопросы богословия, но и земного бытия.
Современное народное творчество Алтайского края, включенное в экспозицию, отражает существовавшие в Сибири традиции художественных ремесел: урало-сибирской росписи, гончарства и керамической игрушки, ткачества, декорирования обрядовых полотенец и праздничного народного костюма.
Именно народный костюм старожилов Алтая представляет на выставке большой интерес. Это богатый, разнообразный и многосложный комплекс, элементы которого отличаются особым кроем, декором, качеством материалов, спецификой сочетания между собой. Авторы коллекции костюма — Л.В. Корникова, Л.И. Клокова, Т.А. Боровцова — шли по пути реконструкции лучших этнографических образцов, доверяя вековой мудрости и художественному вкусу народных мастериц, осваивая старинные приемы рукоделия – вышивки, ткачества, низания, воспринимая в целом традицию бытования и создания народного костюма.
В XVII – XIX веках лубочные картинки были самым распространённым и любимым народом видом искусства на Руси. Но и сегодня лубок не утратил своих последователей. В коллекции нашего музея – свыше ста листов лубочной графики. Две трети из них – это современный авторский лубок, самый яркий представитель которого в искусстве Алтая – Александр Никитович Потапов. Жизнь, творчество и главные темы в искусстве этого самобытного художника-графика связаны с Сибирью и Алтаем.
Жить на Алтае и не быть художником невозможно. Уже в самом начале XX века Алтай подарил российскому искусству множество замечательных имен, среди которых признанные мастера — Григорий Иванович Гуркин (1970-1937) и Андрей Осипович Никулин (1978-1945), поднявшие своим творчеством планку профессионального искусства на Алтае на значительную высоту. Все последующие поколения алтайских художников всегда чувствовали большую степень творческой ответственности за продолжение и развитие этих высоких традиций.
На полотнах народного художника России Михаила Яковлевича Будкеева (1922 г.р.), заслуженных художников России Геннадия Федоровича Борунова (1928-2008), Федора Семеновича Торхова (1930-2012), Майи Дмитриевны Ковешниковой (1926-2013) и других мастеров кисти Алтай предстает как край гор и степей, полноводных рек и красивейших озер, больших и малых городов, старинных сел и деревень. Монументальность, экспрессия, декоративность лежат в основе современной алтайской живописи. Художники всегда стремились в своих произведениях отобразить и традиционные формы народного быта, обычаев, обрядов и показать сотворённую руками человека современную реальность, которая своей торжественностью не уступает стихийной и величественной красоте дикой, девственной природы. Раскрыть зрителю этот удивительный мир — одна из задач экспозиции.
Выставка «Алтай – Образ – Время» посвящена Году культуры в Российской Федерации