Журнал «Металлы Евразии» в выпуске №1 за 2013 год опубликовал материал о мемориале крестьянам-переселенцам на Алтай работы Олега Закоморного, открытом 14 сентября 2012 года в Барнауле. Текст статьи приводим ниже.
Среди памятных дат наступившего 2013 года нельзя не увидеть главного символа, которым в прошлом веке стал весь год с окончанием на «несчастливое» число. Столетие назад достигла апогея многовековая история царской России. Страна, еще недавно пережившая военное поражение и революцию, явила небывалые успехи в промышленности, науке, развитии искусств, освоении земель. Надолго 1913-й остался мерой, с которой соотносились результаты советских пятилеток и планы (а негласно и провалы) коммунистического строительства. Главное же, что построенные в то время заводы, железные дороги, больницы, музеи продолжали служить последующим поколениям. Плодами тех трудов кормимся по сей день. В том числе и в буквальном смысле слова: из года в год дают урожай нивы, распаханные крестьянами-переселенцами. И сколько бы ни спорили о роли столыпинских реформ в совершившемся тогда прогрессе, одно невозможно отрицать – великую созидательную силу народа, получившего возможность проявить свою энергию и таланты. Поэтому представляется в высшей степени справедливым, что на решение установить памятник П.А. Столыпину в Москве Алтайский край откликнулся своим проектом создания монумента людям, которые сто лет назад пришли в далекую Сибирь, чтобы превратить дикие степи в плодородные пашни.
Идея памятника принадлежит губернатору края Александру Карлину. Он же предложил, чтобы автором проекта стал заслуженный художник России Олег Закоморный, работы которого пришлись ему по душе своей искренностью и оригинальной техникой построения композиций. Олег вспоминает, как увлеченно губернатор делился своим желанием увековечить память первых землепашцев Алтая. Оказалось, Александр Богданович сам родом из селян, хорошо знаком с крестьянским трудом, и не только знает, но и глубоко чувствует историю родной земли, ее природу. Поскольку большинство жителей края – потомки переселенцев начала XX века, тема земледелия здесь была и остается главной: как для Кузбасса уголь – так для Алтая хлеб. Поэтому и требовался такой символ.
Тема – человек и земля – была задана, но требовалось найти к ней подход: придумать характер, поймать верную интонацию. Олег сразу отверг шаблонные ходы, сопутствующие созданию подобных памятников, и решил обратиться к своему излюбленному пейзажному жанру, где сочетается образ, действие и окружающая среда. Этот жанр с трудом поддается искусству ваяния и в монументальной скульптуре практически не встречается, но дает серьезное преимущество в плане встраивания композиции в окружающее пространство. Точнее, в такой работе пространство уже организовано, что упрощает задачу следующего этапа – привязки к городской среде. Известно, что даже очень хорошие скульптуры, изваянные талантливыми художниками, теряли половину своих достоинств из-за архитектурных просчетов.
Сроки были очень сжатыми. Вся исполнительская часть работы заняла менее пяти месяцев и была расписана буквально по часам. До этого какое-то время ушло на эскизы, варианты, переосмысления. В этих поисках автор не был предоставлен сам себе. Помогала и вдохновляла заинтересованность заказчика. Когда требовалось что-то уточнить, проверить, в любое время можно было позвонить на Алтай, а если нужно, то и встретиться для обсуждения возникших идей. Впрочем, за художником сохранялась полная творческая свобода. В его работу, несмотря на то, что заказ был особо ответственным, никто из представителей краевой администрации не вмешивался, и за такое доверие Олег особенно благодарен.
Удачным оказалось и сотрудничество с фирмой «Лит Арт». На этом подмосковном предприятии художественного литья, расположенном в г. Жуковский, за последние годы отлиты памятники, которые установлены в Москве, других российских городах и даже во Франции. С одной стороны, процесс художественного литья выглядит традиционным, если не сказать архаичным. В то же время здесь не чуждаются технологических новшеств и даже сами участвуют в их создании вместе с Центром прикладных исследований при ЦНИИТмаше. Наверное, поэтому сотрудники фирмы с интересом взялись воплотить в бронзе такое сложное произведение, как скульптурная композиция Олега Закоморного, выполнив весь производственный цикл – от увеличения рабочей модели до монтажа готового монумента.
И так сложилось, что памятник не просто успел к торжествам по случаю 75-летия образования Алтайского края, но стал кульминацией праздника. Его открытие на центральной площади Барнаула состоялось в день юбилея – 14 сентября 2012 года и проходило под марши гвардейцев Президентского полка, в окружении множества делегаций. Новый памятник сразу полюбился жителям алтайской столицы и стал неотъемлемой частью городской жизни. К нему в день свадьбы приходят молодожены, возле него назначают встречи, а фотолюбители непременно стараются поймать здесь свой лучший кадр.
Он необычен, и вместе с тем его символика понятна каждому. Композиция построена таким образом, что при всех своих масштабах выглядит на удивление легким. Монумент словно наполнен воздухом. Большой, охватывающий всю скульптуру круг солнца создает ощущение пространства и наполняет его теплом. Две центральные фигуры, крестьянина и его дочки, говорят о начале новой жизни. В работе много других деталей, которые интересно рассматривать с близкого расстояния, а издалека вся композиция смотрится как знак, каким она, по-видимому, и станет для Алтая.
Художник не скрывает, что гордится этой работой. К радости творческого успеха добавляется чувство личной сопричастности событиям той далекой эпохи. Ведь автор тоже потомок переселенцев. «Я создавал памятник и своим предкам, — сообщает Олег. – Мой прапрадед Кирилл Закоморный век назад отправился из Малороссии на новые земли в поисках лучшей доли. Так и стал наш род сибирским».
Увидеть уменьшенную авторскую копию памятника переселенцам, а также познакомиться с историей его создания можно на выставке работ Олега Закоморного, которая в эти месяцы проходит в здании Государственного исторического музея в Москве.
Но в рассказе об одном произведении трудно не отметить другие творческие достижения художника в столь сложном и столь плодотворном для него жанре скульптурного пейзажа, где он, кажется, достиг совершенства. Любуясь протянувшимися по небу цепочками холодных облаков («Просторы севера») или отражением паруса («Бронзовый загар»), невольно забываешь об их конструкционной роли как скрепляющих композицию деталях. В этом преодолении ограничений, накладываемых возможностями материала и техники, видится прорыв к абсолютной творческой свободе, к полному торжеству художественного замысла. А это и есть уровень настоящего мастерства.
Евгений Хохлов, журнал «Металлы Евразии» №1, 2013